Понедельник, 29.04.2024, 17:26
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Ветлугиной Марины Константиновны

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование ключевых компетенций обучающихся средствами методического аппарата УМК системы Л.В. Занкова

Формирование ключевых компетенций обучающихся

средствами методического аппарата УМК

 системы развивающего обучения Л.В. Занкова

 

Цель: ретрансляция опыта использования методического аппарата УМК системы развивающего обучения Л.В. Занкова в реализации компетентностного подхода в обучении.

 

  1. Вступительное слово.

Прежде чем я начну мастер-класс, хочу высказать мысли, волнующие меня и как учителя, и как завуча.

С этого учебного года все первые классы перешли на новые образовательные стандарты. Мы с вами, коллеги,  проучились на курсах, перечитали массу литературы, написали образовательные программы, в которых чётко определили, чему должны будем научить детей за 4 года. Казалось бы, и сомнений быть не должно, какую систему выбирать, чтобы реализовать задуманное – конечно же развивающую. Но вышло по-другому: учителя не только остались на традиционной системе, но некоторые учителя-занковцы  перешли с развивающей системы обучения  на традиционную.  С чем это связано? Наверное, учителя подумали, что начинать новое безопасней и надёжней, имея в руках более простой и хорошо известный инструмент – традиционный УМК.

Сегодня  я сделаю попытку продемонстрировать  преимущества методического аппарата учебно-методического комплекса развивающей системы Л.В. Занкова в реализации компетентностного подхода в обучении.

  1. Основная часть (практическая).

Ключевыми в характеристике компетенций являются слова искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.

Если расшифровать ключевые слова в характеристике компетенций применительно к системе начального образования, то это будет выглядеть так:

         искать: опрашивать окружение; консультироваться у учителя; получать информацию;

         думать: устанавливать взаимосвязи; критически относиться к тому или иному высказыванию; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение;

         сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; договариваться;

         приниматься за дело:  включаться в группу или коллектив и внести свой вклад; организовать свою работу;

         адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации; стойко противостоять трудностям; находить новые решения.

Если образовательная подготовка имела целью формирование и развитие ключевых компетенций, то человек, прошедший её, должен «уметь»: извлекать пользу из опыта; организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их; организовать свои собственные приёмы обучения; уметь решать проблемы; самостоятельно заниматься своим обучением.

Компетентностный подход в школьном образовании – новое явление для отечественной науки и практики. Однако уже сейчас существует возможность использовать его элементы, в частности особую организацию познавательной деятельности учащихся, поисковые методы обучения, современные технологии, направленные на раскрытие и включение в учебный процесс личностного опыта учащихся.

Естественно, в начальной школе, преимущественно формируются еще не собственно компетенции, а самостоятельность в разрешении проблем, условием которой является превращение предметного способа действия (т. е. знаний, умений, навыков) в средства разрешения проблем.

Как же УМК системы РО Л.В. Занкова обеспечивает формирование ключевых образовательных компетенций?

            Дидактические принципы системы развивающего обучения Л.В. Занкова отвечают ее основной идее: оптимальный уровень общего развития  каждого ребенка. Положение Л.С. Выготского о том, что обучение должно идти впереди развития, конкретизируется требованием - соблюдения меры трудности и звучит так: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности. Характер трудности в основном   очерчен глубиной  программного содержания  и способом его усвоения, следовательно, неразрывно связан с другими принципами - принцип ведущей роли теоретических знаний и быстрый темп прохождения учебного материала. У детей не должно возникать впечатления, что они воспроизводят пройденное, так как «знакомое» понятие рассматривается во взаимосвязи с другими и под другим углом зрения. Такая подача материала отвечает требованию осознания школьниками процесса учения.

Учебный материал во всех учебниках представлен в таких формах, которые предполагают самостоятельную деятельность учащихся по открытию и усвоению новых знаний. Учебники обеспечивают регулярность проблемных заданий с учетом нарастания сложности характера учебного материала.

В УМК наиболее важное, нежели объяснение учителя, значение имеют учебные задания, которые даются детям. Каждое из заданий развивает главное, ключевое умение, без которого невозможно получить результат.

Сейчас мы с вами проведём сравнение заданий из учебников математики традиционной системы обучения и из системы развивающего обучения Л.В. Занкова

Для раскрытия компетентностного характера учебных заданий мною выбрана следующая классификация:

I. По способу выполнения задания.

Элементарные (для выполнения достаточно одной операции) и комплексные (многооперациональные, многофункциональные) задания.

II. По способности ученика к творческой деятельности. Это задания закрытого типа с единственно правильным ответом и задания открытого типа, предполагающие полную самостоятельность в выборе способа решения и более чем один вариант решения.

III. По характеру познавательной деятельности учащихся:  задания подразделяются на репродуктивные (воспроизведение учебного материала, его применение в знакомой ситуации, действия по образцу и т.п.) и продуктивные (применение знаний в незнакомой ситуации, задания с элементами поисковой и исследовательской деятельности и т.п.).

Я выбрала задачи из учебников третьего класса. Хочу сразу оговориться: мы будем анализировать, как методический аппарат УМК «работает» над задачей,  поэтому не  станем совершенствовать задания, добавлять свои вопросы. Педагогическое творчество исключается.

Итак, начнём работу над первой задачей (автор учебника В.Н. Рудницкая, УМК «Начальная школа 21 века»).

«Мама заготовила 6 трёхлитровых банок яблочного сока и 9 таких же банок вишнёвого. Сколько всего литров сока заготовила мама?»

-Всё понятно? Как понимаете  выражение «таких же банок»? (Трёхлитровых).

- Что известно в задаче? (Заготовили 6 трёхлитровых банок яблочного сока и 9 трёхлитровых банок вишнёвого)

- О чём спрашивается? (Сколько всего литров заготовила мама)

- Сможем сразу ответить на вопрос? (Нет, не знаем, сколько литров яблочного и сколько листов вишнёвого сока в банках)

- Что надо узнать сначала? (Сколько литров яблочного сока)

-Как это сделать? (Умножить 3 на 6)

- Как узнать, сколько вишнёвого сока? (Умножить 3 на 9)

- Теперь можно ответить на вопрос? (Да)

- Какое действие нужно выполнить? (Сложение)

- Какой получился ответ? (45 литров)

Вопросы к аудитории

- По способу выполнения данного задания оно элементарное или комплексное? (Элементарное, потому что было только вычисление)

- Деятельность была продуктивной или репродуктивной? (Репродуктивная, так как имело место воспроизведение учебного материала)

- Имела ли место творческая деятельность учеников? (Нет, имела место репродуктивная деятельность)

- Предлагаю ещё одну задачу из другого традиционного УМК (учебник Моро М.И., УМК «Школа России»)

«В магазине «Цветы» было 200 роз и 600 гвоздик. Из роз сделали букеты, по 5 цветков в каждом букете, а из гвоздик – по 3 гвоздики в каждом букете».

Объясни, что узнаешь, вычислив:  200:5, 600 : 3, 600 : 3 + 200 : 5,  600 : 200

- Предлагайте ход работы над задачей.

Учителя:

- Что известно?

- Что обозначает число 200? А число 5? Что узнаем, разделив 200 на 5? (Сколько получилось букетов из роз)

Аналогично разбирается  600 : 3

- Что узнаем, сложив значения выражений 600:3 и 200 : 5? (сколько всего получилось букетов)

- Что узнаем, разделив 600 на 200? (во сколько раз гвоздик больше, чем роз, во сколько раз роз меньше, чем гвоздик)

Вопросы к аудитории

- По способу выполнения данного задания оно элементарное или комплексное? (Элементарное, потому что было только вычисление)

- Деятельность была продуктивной или репродуктивной? (Репродуктивная, так как имело место воспроизведение учебного материала)

- Имела ли место творческая деятельность учеников? (Нет, имела место репродуктивная деятельность)

- Возникла ли необходимость совещаться, взаимодействовать друг с другом? (Нет, поскольку всё ясно, однозначно)

-Учитывает ли задание тот факт, что  в классе дети с разной подготовкой? (Нет)

- Вам самим было интересно? (Нет, очень хотелось добавить вопросов, что-то изменить).

       - Теперь предлагаю вам, коллеги, поработать над задачей так, как это предлагается в учебнике И.И. Аргинской (УМК системы РО Л.В. Занкова)                                               

1)     Реши задачу.

На садовом участке посадили 4 ряда яблонь по 7 деревьев в каждом ряду и 3 ряда вишен по 9 деревьев. Каких деревьев посадили больше и на сколько?

Начинаем разбор:

- Что известно? (посадили яблони и вишни; яблонь 4 ряда по 7 деревьев, а вишен 3 ряда по 9 деревьев)

- Прочитайте вопрос, что надо узнать? (Каких деревьев посадили больше и на сколько)

- Что будем считать? (Деревья)

- Можем ли сразу ответить на вопрос?(Нет, не знаем сколько всего посадили яблонь и сколько – груш)

- Что узнаем сначала?  (Сколько посадили яблонь)

- Как? (7 х 4)

- Теперь? (Узнаем, сколько посадили вишен: 9х3)

- Теперь можем узнать, сколько всего посадили деревьев?  Как?

Запишите решение:

1)     7х4=28 (д.) - яблонь

2)     9х3=27(д.) - вишен

3)     28-27=1

Ответ: на 1 яблоню больше.

2)     Измени вопрос задачи так, чтобы последним действием при её решении стало сложение.

- Сколько всего деревьев посадили?

3)     Измени условие задачи так, чтобы её решение стало на одно действие короче, а ответ не изменился.

·       На садовом участке посадили 28 яблонь и 3 ряда вишен по 9 деревьев…

·        На садовом участке посадили 4 ряда яблонь по 7 деревьев в каждом ряду и 27 вишен…

4)     Можно ли изменить условие задачи так, чтобы получилась простая задача с таким же ответом? Если это возможно, запиши такое условие.

На садовом участке посадили 28  яблонь и 27  вишен. Каких деревьев посадили больше и на сколько?

Вопросы к аудитории: 

- По способу выполнения данного задания оно элементарное или комплексное? (Комплексное, многооперациональное, многофункциональное, т.к. меняли условие, вопрос в соответствие с учебной задачей)

- Деятельность была продуктивной или репродуктивной? (Продуктивная, так как применялись знания в незнакомой ситуации, задание с элементами поисковой деятельности)

-  Имела ли место творческая деятельность учеников? (Да, полная самостоятельность в выборе способа решения и более одного варианта решения)

- Возникла ли необходимость совещаться, взаимодействовать друг с другом? (Да, необходимо было проговори , обсудить варианты)

- По силам ли задание среднему ученику? (Да, вполне)

- Будет ли интересно сильному? (Конечно)

- Заставит ли думать слабого ученика? (Да, заставит, пробудит интерес)

- Сколько всего решили задач? (5)

- Вам, коллеги,  было интересно? (Очень)

3. Заключение

Читая в интернете на форумах отзывы родителей и учителей о системе Занкова Л.В. (много негативных, мало позитивных: пишут, что ночами делают уроки, что у ребёнка пропало желание учиться, что учительница не может внятно объяснить материал, что эта программа для читающих детей… и т.д. и т.п.), я поняла, что проблема  кроется в недостаточной компетентности педагогов. Многие учителя понимают систему как сложные учебники с пространными формулировками заданий, в которых  мало отработки навыков, а значит нет особой полезности. По этой причине   в уроки вносится  отсебятина: учителя «просеивают» учебный материал, решая, какой важен, а какой – нет;  задания учебников не отрабатывают в полном объёме, что посложнее и затратно по времени,  просто задаётся на дом (авось родители справятся; а не справятся - не беда, потому что всё равно проверять времени нет, т.к.  учителем уже подготовлены «правильные» задания на формирование и отработку ЗУН, и они займут весь урок). Так система развивающего обучения постепенно превращается с лёгкой руки некомпетентного педагога в традиционную систему «с осложнениями». Отсюда некачественный образовательный продукт – ребёнок без учебно-познавательной мотивации, не способный действовать.

Если помните, коллеги, перед  начальной школой  стоит задача  не натаскать детей на решение задач и примеров, а  подготовить «почву» для изучения систематических курсов математики, русского языка, литературы и т.д. в среднем звене, сохранить и развить познавательный интерес, научить искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться. И именно система развивающего обучения буквально «заточена» на эти результаты.

Использованная литература:

Аргинская  И.И. Математика. 3 кл. Ч.1. / - Самара: Корпорация «Федоров», 2010

Рудницкая  В.Н. Математика.  3 кл. Ч.2. /– М.: Вентана – Граф, 2008.

Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова  Г.В. и др. Математика 3кл. Ч.2/ - М: Просвещение, 2010

 

Категория: Мои статьи | Добавил: mkvetochka (09.04.2013)
Просмотров: 1502 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 36
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0