Пятница, 26.04.2024, 16:17
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Ветлугиной Марины Константиновны

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Выступление на педагогическом совете "Современный урок"

"Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции"

В.А. Сухомлинский.

 

О том, что главной задачей школы первой ступени становятся не сформированные предметные ЗУНы, а начала компетенций – заговорили давно.

Теперь, в соответствии с государственным образовательным заказом главная задача начальной школы – создать базовые условия для формирования компетентности, столь необходимой для успеха в разных сферах жизни любого человека.

Компетентность подразумевает продуктивное предметное мышление, знания, ценностную и нравственную ориентацию, социальные и поведенческие установки – все, что может быть мобилизовано для эффективного действия.

Новые образовательные стандарты начального образования детализировали эту задачу, определив планируемые результаты освоения основной образовательной программы и разделив их на три группы:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно - смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально - личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Достичь этих результатов за короткие четыре года в начальной школе можно при условии изменения святая-святых - урока, его характера и направленности.

В основание новой технологии урока заложены три постулата:

1.     «Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя».

Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности.

2.     «Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры».

Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни.

3.     «Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цель и никогда не выступая в роли средства».

Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому, а также учителя к своей собственной личности

Вот какие требования предъявляются к современному уроку:

    хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

    учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

    урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

     учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся по выдвижению гипотез, их проверке;

       в системе организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке;

       вывод делают сами учащиеся;

    минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

    времясбережение и здоровьесбережение;

    в центре внимания урока - дети; учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

     урок должен быть добрым.

Многое из перечисленного уже освоено учителями и активно применяется в уроке.

Начальная школа имеет все средства для реализации этих требований:

1.     Оборудованы кабинеты.

2.     Обучение осуществляется по  современным УМК, в основу которых заложен системно-деятельностный подход, а  сердцевиной урока является продуктивная урочная деятельность детей.

Авторами комплексов продуманы и проблемные задания, и задания творческого характера. Логика подачи материала в учебниках такова, что учителю не надо додумывать, в каком порядке выполнять задания, все ли их выполнять. Авторы буквально «ведут» учителя по уроку, предполагая, что всё задуманное ими будет реализовано. Учителю надо лишь выбрать структуру урока в соответствии с целью, правильно поставить задачи, определить, на каком этапе какой вид деятельности учащихся будет организован (индивидуальная, групповая, коллективная). 

Кстати, в учебниках, переработанных под новые стандарты, и это уже сделано для учителя: с помощью символики указано, какое задание следует выполнять в парах, какое – в группе, какое – дома с семьёй , в каком требуется найти информацию в других источниках.

 

3.     Все учителя прошли курсовую переподготовку, имеют возможность повышать свой уровень самостоятельно через Интернет-курсы, Интернет-семинары. Выпущено достаточное количество современной методической литературы, которая имеется в свободном доступе.

Казалось бы, что повышенное внимание педагогической науки к начальной школе должно вывести её на новую методическую высоту, обеспечить профессиональный рост учителя, повышение качества образования учащихся. На самом деле всё несколько иначе. Просматривая годовые  анализы за последние три года, вижу одни и те же замечания: учитель сам формулирует цель, нет этапа постановки проблемы, некорректно сформулированы вопросы. не «приживается» групповая работа, не применяется в системе дифференцированный подход в обучении, не продумана оценочная деятельность, рефлексия и т.д.

Несмотря на то, что все учителя прошли обучение на курсах, моделировали современные уроки в качестве зачётных работ, только малый процент используют эти знания на практике.  За два года мною посещено более 200 уроков с целью оценки методического уровня их проведения. Статистика гласит: только 20% уроков проведены на высоком методическом уровне. Имеют место и уроки низкого уровня. Их чуть меньше 15%. Основную же часть составляют уроки среднего уровня, в которых имеют место методические изъяны на определённых этапах.

Самый распространённый изъян – постановка проблемы. Это неукоснительное требование технологии проблемно-диалогического обучения Мельниковой Е.В. для уроков изучения нового. Учителями не выдерживается этап подводящего диалога и как следствие – игнорируется собственно проблемность.

Вот к примеру, образец традиционного подхода на уроке русского языка:

дети разгадывают кроссворд со словами с двойными согласными, выводят, что общего в них – две одинаковые буквы в корне. И здесь учитель просит детей сформулировать тему урока и поставить задачу. Дети определяют тему «Слова с двойными согласными», задача: научиться правильно писать эти слова (но ведь не сделано ни одной ошибки, т.к. выполняли коллективно под руководством учителя), учитель добавляет «…и переносить». Задача поставлена формально: раз это урок русского языка – значит, надо научиться правильно писать…

В проблемно-диалоговом обучении необходимо столкнуть детей с проблемой: я не могу правильно выполнить задание (например, перенести, написать, объяснить), мне не хватает знаний и умений. Для этого есть приём: к доске выходят 2-3 ученика и выполняют задание на доске (не видя работу другого), также эту работу выполняет весь класс. При проверке выясняется, что есть варианты написания, но объяснить, кто прав, а кто нет – невозможно, т.к. не хватает знаний. Ставится задача: научиться ….

Главное в этой технологии – создать ситуацию, у которой ученик обнаружит своё незнание и станет осознанно его преодолевать. Вот тогда учение становится личностно-значимым. И мотивом выступает желание грамотно писать, а не желание избежать «2» или желание принести «5» и получить за неё выкуп…

 

Перед педсоветом учителями начальной школы было взаимопосещено 50 уроков коллег и проанализировано по единой матрице «Экспертная оценка современного урока», в которой параметром оценки выступала организация учителем урока, соответствующего деятельностному методу обучения по девяти критериям.

В целом уроки оценены по всем позициям адекватно. Это говорит о том, что учителя начальной школы имеют представление о требованиях к современному уроку, видят положительное и отрицательное у своих коллег. Давайте посмотрим, что получилось.

1.     Этап целеполагания

На 15 уроках – высокий уровень организации детского целеполагания – 30 %.

На 26 уроках учителем ясно и четко формулируются цели для учащихся – 52 %.

На 9 уроках этап целеполагания «смазан», цель формулируется в общем виде – 18 %.

     Выводы: учителям начальных классов необходимо организовывать такое взаимодействие с детьми на этапе целеполагания, чтобы цель урока или этапа ставилась самими учащимися. Для этого необходимо владеть технологией проблемно-диалогового обучения, выдерживать все ее этапы.

2.     Обеспечение мотивационной готовности.

На 20 уроках целенаправленно создается атмосфера заинтересованности, эффективно используются средства взаимодействия для включения в работу всех детей – 40 %.

На 30 уроках учителями создается атмосфера заинтересованности в изучении нового, однако, не всегда эффективно используются средства взаимодействия детей (парная, групповая работа) – 60 %.

                    Выводы: активно использовать групповую технологию, метод проектов.

3.     Благоприятный психологический климат.

На 15 уроках учителями отдается приоритет созданию такого психологического климата, при котором каждый ученик может проявить себя, ощутить успех; на уроках преобладают положительные эмоции за счет профессиональных, личностных, харизматических качеств педагога – 30 %.

На 30 уроках учителями поддерживается благоприятный психологический климат, позволяющий большинству учащихся чувствовать себя комфортно, безбоязненно демонстрировать знания, вступать в диалог с учителем и учащимися – 60 %.

На 5 уроках учителям не удалось в течение всего урока удерживать адекватную психологическую атмосферу – 10 %.

                 Выводы: необходимо наряду с групповой, проблемной, интерактивной, проектной технологиями активно практиковать использование самой природосообразной технологии для начальных классов – игровой.

4.     Организация учебной деятельности детей.

На 13 уроках соблюдены санитарно-гигиенические нормы, соответствующие современных нормам СанПиН, учителями соблюдается оптимальный темп урока, виды деятельности меняются каждые 15 минут, оптимально сочетаются репродуктивные и проблемные задания, а также самостоятельная работа с коллективной; учителем создаются ситуации проявления речевой активности детей (грамотно ставятся вопросы, формулируются задания) – 26 %.

На 26 уроках в целом соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, темп урока адекватен для большинства детей, имеют место смены видов деятельности (1-2), сочетаются репродуктивные и проблемные задания, самостоятельные и коллективная деятельность детей. Однако преобладает речевая активность педагога – 52 %.

На 11 уроках в целом соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, но темп урока не соответствует особенностям большинства детей класса, преобладает один вид деятельности, а также репродуктивные задания. – 22 %.

     Выводы: учителям начальных классов необходимо строго следовать нормам СанПиН 2010 в части организации образовательного процесса; сделать приоритетной технологию проблемно-диалогового обучения, продумывать формулировки вопросов и заданий, учитывать особенности контингента обучающихся класса при планировании урока, отборе для урока приемов и методов обучения.

5.     Используемые методики, технологии преподавания.

На 17 уроках эффективно приоритетно используются такие технологии РО Л.В. Занкова, проблемно-диалогического обучения, группового обучения, ИКТ-технологии с применением ЦОР – 34%

На 24 уроках эффективно применяются в основном элементы современных технологий, ИКТ-технология используется редко – 48%

На 9 уроках преобладают традиционная технология обучения, ИКТ-технология и ЦОР не используются – 18%.

Выводы: 40% педагогов начальных классов необходимо совершенствовать методический уровень через овладение современными технологиями обучения, осваивать компьютерные технологии.

6.     Подбор учебного материала.

На 24 уроках просматривается соответствие содержания поставленной цели и решает обозначенные задачи урока, соблюдаются основные дидактические принципы современного урока (научность, доступность, системность, полнота, интегративность), изучаемый материал носит развивающий и практико-ориентированный  характер – 48%.

На 22 уроках содержание соответствует поставленной цели и в целом решает задачи; соблюдаются такие дидактические принципы системность, глубина, однако нередко   принцип научности подменяется принципом доступности – 44%.

На 4 уроках учителям не удалось раскрыть развивающий характер содержания материала по причине несоответствия применяемых технологий (традиционных) используемому развивающему УМК – 8%.

 

Выводы: учителям начальных классов строго следовать методическим рекомендациям авторов УМК в части структуры урока, трактования содержательных моментов изучаемого материала, использовать развивающий потенциал заданий и его прикладные возможности.

7.     Изложение учебного материала.

На 10 уроках культура речи педагога высокая, вопросы и сформулированы точно и адекватно, ответы детей комментируются корректно – 20%

На 29 уроках в целом речь учителя при изложении нового материала, комментариях, ответах на вопросы детей соответствует грамматическим и орфоэпическим нормам. Однако не всегда точно и адекватно сформулированы вопросы и прокомментированы ответы детей – 58%

На 11 уроках недостаточная культура речи педагога: имеют место речевые ошибки,  речь недостаточно образна, неуместно используются невербальные средства  коммуникации -22%

Выводы: учителям начальных классов необходимо совершенствовать культуру речи, продумывать вопросы к уроку.

8.     Оценочная деятельность.

На 17 уроках учителями грамотно организована оценочная деятельность: оценку давал не только учитель, но и учащиеся были привлечены к ней. Продумана оценка не только правильности выполнения, но и оригинальности,  рациональности решения учебной задачи. Оценка хода решения учебной задачи  работает на мотивацию учения – 34%

На 27 уроках преимущественно оценку давал только учитель, при этом оценивался не только результат, но и ход решения, оригинальность – 54%

На 6 уроках  оценку давал только учитель и только за правильность решения (выполнения) у доски – 12%.

Выводы: учителям начальных классов развивать оценочную деятельность, начиная с 1 класса, продумывать критерии и параметры оценки, сделать приоритетной самооценку.

9.     Результативность урока.

На 13 уроках была организована грамотная рефлексия на каждом этапе урока, подведены итоги по достижению цели; учителями проявлено творчество – 26%.

На 24 уроках рефлексия проводилась в конце урока, оценивалась работа каждого ученика, класса в целом, настроение – 48%

На 13 уроках была проведена только рефлексия эмоционального состояния детей – 26%

Выводы: учителям начальных классов использовать на уроках широкий спектр видов рефлексии, практиковать рефлексию на каждом этапе урока, в обязательном порядке подводить итоги урока с выведением новой проблемы.

Итого: из 50 уроков проведены на основе деятельностного метода обучения на высоком методическом уровне 13 – 26%.

На 37 уроках имеют место методические недоработки, связанные со слабым владением современными технологиями – проблемного обучения. группового, обучения, ИКТ-технологиями

Учитывая необратимость процесса модернизации образования, а также возможности современных учебно-методических комплексов,  учителям начальных классов предстоит незамедлительно освоить и внедрить в уроки современные технологии, соответствующие требованиям нового стандарта образования, постоянно повышать свой методический уровень как в рамках плановой курсовой переподготовки, так и самостоятельно.

Как гласит Правило Чёрной Королевы из сказки «Алиса в Стране чудес»:  "Чтобы выжить, надо быстро изменяться» (Л. Кэрролл).

 

Категория: Мои статьи | Добавил: mkvetochka (09.04.2013)
Просмотров: 1789 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 36
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0